 Попробуйте вначале предположить: к какой категории можно отнести вашего
ребенка? Примет ли он роль лидера или предпочтет зависимость от другого?
Будет ли доброжелательным партнером сверстника или проявит безразличие,
а то и чувство зависти к нему? Очень ли значимо для вашего ребенка, кто
именно из детей находится с ним рядом? Попробуйте вначале ответить на
эти вопросы, ориентируясь на свои знания сына или дочери, а затем
проверьте себя, наблюдая за взаимодействием детей с ровесниками (друзьями, товарищами, «врагами»). Почему это важно знать? Потому что у
дошкольника и младшего школьника помимо особых привязанностей к
конкретным, симпатичным им детям, должно быть развито не просто
терпимое, но доброжелательное отношение ко всем одноклассникам. Конечно,
призывать к воспитанию вселенской любви без разбору нереально и даже
неправильно, однако, не хотелось бы мириться с тем, что у многих
интеллектуально развитых детей очень рано формируется избирательное,
ориентированное, расчетливое отношение.
А ведь вина нас, взрослых, в этом немалая: как часто в ответ на
восторженные отзывы сынишки о ком-то из детей мы охлаждаем его пыл
привычными вопросами: «А как он учится?», «Кто его родители?», «Что у
него по поведению?» Общение — это наука и искусство. И для нас с вами. И
для детей. Не торопитесь утверждать их во мнении, что только хороший
ученик может быть настоящим другом, что только ребята из хорошей семьи
заслуживают внимания и симпатии. Жизнь опровергает этот упрощенный
тезис. Да и наши Маши и Пети очень легко загоняют нас в угол своими
вопросами: «А разве тройка по русскому языку означает, что Таня
(Вова...) плохой человек? Что тебе еще не нравится в ней, кроме
успеваемости?» Не будем спешить переубеждать дочь или сына в их первых
достойных проявлениях. Наоборот, если ребенок может противопоставить вам
собственное, обоснованное суждение, значит его нравственное развитие
идет нормальными темпами и в нужном направлении.
Так могут ли сын или дочь отстоять в споре с вами свою точку зрения?
Безусловно, свой вопрос мы адресуем родителям, которые способны уступить
ребенку, если он прав, признать свои ошибки, а если нужно, то и
извиниться перед ним. Ведь семья — своеобразный полигон, на котором
ребенок ежедневно производит какие-то испытания, овладевая искусством
жить, думая. Где, как ни дома, ни перед мамой и папой, апробировать свои
силы, испытать возможности, удостовериться в открытиях?! Проведем
небольшой эксперимент. Один-два раза оценим работу, выполненную сыном
или дочерью, необъективно, при этом в одном случае оценка должна быть
завышенной, а в другом — заниженной. Сделать это легко, поскольку
маленький ребенок все время чем-то занят — рисует, играет, пишет,
конструирует... Постараемся, чтобы малыш воспринял оценку всерьез. Как
же среагировали сын или дочь на неожиданную оценку? Какая из них
подействовала сильнее — завышенная или заниженная? Какую из них дети
приняли, а с какой не согласились? Смогли ли обосновать свое несогласие
или же их аргументами стали слезы, отказ от дальнейшей работы? К каким
доводам преимущественно прибегали дети — к словесным, к практическому
анализу готового результата труда? Что преобладало в поведении — желание
«защититься» или же стремление «нападать» на вашу оценку? Чтобы
полученные сведения оказались более полными, понаблюдаем, как наш малыш
ведет себя в споре со ровесниками и с младшими детьми. С кем из них он
может спорить, а в споре с кем всегда проигрывает? Во имя чего он спорит
— чтобы отстоять истину, чтобы просто спорить, чтобы противопоставить
себя другому? Что преобладает в его проявлениях — склонность к
конфронтации или к компромиссу?
Безусловно, автономность дошкольника и младшего школьника от
авторитетного сверстника и тем более взрослого, достаточно ограничена.
Тем не менее можно и должно говорить о тенденции к самостоятельному или
зависимому поведению. Пусть маленький человек еще не может толком
обосновать свою точку зрения, пусть пока чаще «защищается», чем
«нападает», главное, что он тяготеет к истине, делает первые попытки
поставить ее во главу угла. Итак, если у вас хватило терпения уточнить
свои представления о том, как сын (дочь) относятся к труду, к другим
людям, к самим себе, вы можете, определить, к какому типу жизненной
позиции можно его «примерить». Конечно, пока ребенок в начале своего
жизненного пути, правильнее говорить о предрасположенности, о заявке на
тот или иной тип. Однако, поверьте, заявка эта весьма серьезна: с годами
что-то объективируется точнее, увеличивается в объеме, приобретает
более определенные контуры. Итак, чтобы определиться в том, насколько
активную по форме и нравственную по содержанию позицию склонен занимать
конкретный ребенок, следует определиться в характере и направленности
его действий.
шаблоны для dle
|
Медицина
Гигиена Болезни Фармацевтика Лечение Советы
Автомобили
Запчасти Аксессуары Продажа/Покупка Советы
Бытовая/Цифровая техника
Для дома Для кухни Для гигиены Оборудование Аудиотехника Фотоаппараты Видеотехника Советы
Hi-Tech
Интернет/сеть Компьютеры Телефоны Программы Советы
Домашний очаг
Дизайн интерьера Любовь и секс Рукоделие Кулинария Мебель Садоводство Строительство и ремонт Сантехника Хозтовары Советы